ОСАГО может подорожать для нарушителей ПДД - ФЕДУЛОВ MEDIA

ОСАГО может подорожать для нарушителей ПДД

Госдума приняла в четверг в первом чтении поправки к закону об ОСАГО, позволяющие страховщикам увеличивать цену полиса для грубых нарушителей правил дорожного движения

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, который продолжает реформу по индивидуализации тарифа ОСАГО. Изначально этот этап реформы задумывался Минфином как весьма масштабный — с увеличением лимита выплат по ущербу жизни и здоровью в четыре раза, отказом от коэффициентов мощности и территории и введением коэффициента нарушений ПДД. Однако депутаты из-за опасения роста тарифов заморозили эти изменения и внесли свою версию поправок, в которых есть лишь коэффициент нарушений. Эта версия и была принята в четверг.

Как следует из поправок, страховщики в рамках тарифного коридора, установленного ЦБ (сейчас это 2746-4942 руб.), вправе повышать стоимость полиса для водителей, которые неоднократно в течение года привлекались к административной ответственности за четыре вида грубых нарушений ПДД:

  1. проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика,
  2. превышение скорости более чем на 60 км/ч,
  3. выезд на встречную полосу,
  4. управление автомобилем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
  5. Максимальная же цена страховки не может превышать трехкратного максимального значения базовой ставки тарифа, умноженного на коэффициенты территории, возраста-стажа, аварийности и так далее.

    Соавтор проекта депутат Алексей Изотов в четверг был вынужден отвечать на вопросы о том, не пойдет ли он на пользу исключительно страховщикам. Депутат заверил, что индивидуализация тарифа выгодна для «благонадежных» водителей, но ударит по нарушителям. По его словам, с января 2019 года, старта первого этапа либерализации тарифов ОСАГО, средняя стоимость полиса в стране снизилась на 5,3% по всем автомобилям, на 3,7% — для владельцев легкового транспорта.

    В ЦБ «Ъ» сообщили, что регулятор поддерживает принятый в первом чтении законопроект.

    «С нашей точки зрения, наиболее значимым моментом реформы является индивидуализация тарифа, и его ключевым условием будет право страховой компании назначать тариф в пределах коридора. Фактор соблюдения автовладельцем ПДД будет учитываться каждым страховщиком самостоятельно», — сказали там. В 2019 году из 142,1 млн штрафов без участия камер было вынесено около 20 млн постановлений (примерно 15%). Если грубое нарушение зафиксировано инспектором, то материалы, как правило, направляются в суд. За пьяное вождение в 2019 году было передано в суды более 260 тыс. дел. За выезд на встречную полосу суды ежегодно наказывают 150-200 тыс. водителей, за превышение скорости на 60 км/ч — 2,5-3 тыс. (данные судебного департамента Верховного суда). Как говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, повышение стоимости ОСАГО коснется 5-10% водителей, при условии что они попадутся на нарушении инспектору ГИБДД.

    Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс не ожидает существенного влияния поправок на общий показатель сборов страховщиков по ОСАГО (213,9 млрд руб. в 2019 году). «Страховые премии по договорам перераспределятся, — говорит он, — убыточные клиенты должны платить больше, а аккуратные водители — меньше. А вот резкое изменение курса доллара к рублю наверняка скажется на выплатах».

    По оценке Петра Шкуматова, в ситуации, когда большая часть автокомпонентов приобретается за валюту, страховщики столкнутся с ростом выплат и искушением установить тарифы по верхней границе коридора. «Но в условиях конкуренции на неубыточных территориях, таких как Москва, компании предпочтут за счет прибыли сдерживать цены для аккуратных водителей, — считает он. — Грубым же нарушителям ПДД, что называется, “прилетит с двух сторон”: за поведение на дороге и за падение рубля».

 

 

Источник: Газета Коммерсантъ

13 марта 2020